В основу легли материалы: 

Базарного Владимира Филипповича (российский учёный, врач, педагог, доктор медицинских наук, почётный работник общего образования Российской Федерации); 

Аруцева Юрия Ивановича (российский ученый, врач-эксперт высшей категории, педагог, художник, основатель школы каллиграфии «Русская каллиграфия и вязь» в г. Ярославль, автор более полутора тысяч монограмм и логотипов для организаций и учреждений, его авторским шрифтом «Александр Сергеевич Пушкин» оформлен фасад главного корпуса Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина в Москве, автор более тридцати книг по вопросам медицины, различных аспектов экспертизы, искусства, истории, философии, генеалогии, краеведения, каллиграфии и чистописания, русского языка, я имел честь быть с ним знаком и окончить его школу по программе подготовки преподавателей каллиграфии и чистописания); 

Савельева Сергея Вячеславовича (доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией развития нервной системы ФГБУ НИИ Морфологии человека РАМН); 

Черниговской Татьяны Владимировны (российский учёный в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания, доктор биологических наук, доктор филологических наук, член-корреспондент РАО, заслуженный деятель высшего образования и заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор кафедры общего языкознания СПбГУ, заведующая лабораторией когнитивных исследований и кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук СПбГУ)., а также некоторые мои размышления

 «…Получив карандаш в руки, он (Иони), видимо, испытывает явное удовольствие: иногда, сжавшись в комочек, близко-близко наклоняется к бумаге, припав на одну руку и держа на весу другую, опираясь лишь на карандаш, с сосредоточенным видом начинает рисовать» (Н. А. Ладыгина-Котс, 1935). Именно только так и способна выразить свою эмбриональную «психомоторику» Иони, — обезьяна, воспитывающаяся вместе с ребенком человека. Если мы посмотрим на наших детей, в каком состоянии они выводят свои каракули, то мы увидим что вся их психомоторная сфера «законсервирована» на уровне обезьяны — Иони. Эмбрионально-согбенная поза детей, повторяемая изо дня, в день, из года в год — это основа возникновения болезней зрения, позвоночника, психики, нервной, сердечно-сосудистой систем, желудочно-кишечного тракта и т. д. и т. д.  

Влияние письма на развитие детей. Каллиграф Константин Парсаданов

Представьте себе — только начальная школа игры на фортепиано продолжается 5-7 лет! А ведь согласно данным Н. А. Бернштейна (советский психофизиолог и физиолог, педагог, создатель нового направления исследований — физиологии активности), овладение актом письма — процесс более сложный и трудоемкий, нежели процесс овладения техникой игры на музыкальном инструменте.

Началом или вернее концом развития русской письменности послужила революция 1917 года, после которой обучение каллиграфии в учебных заведениях было отменено, как пережиток буржуазного прошлого, но благо была сохранена вся начальная база в виде чистописания. Но в 1968 году был нанесен сокрушительный удар по письменности — Министерством образования СССР было ликвидировано перьевое письмо и сильно упрощена графика букв, таким образом письмо, основанное на ритме пластических усилий и расслаблений, в школах было отменено.  На смену пришла шариковая ручка и безнажимное, безотрывное письмо.

О сравнении безнажимного безотрывного письма шариковой ручкой и импульсного пластичного письма пером и пойдет речь ниже.

Вскоре учителя начали жаловаться, что дети пошли уже не те, стали дети с возросшей невнимательностью, утомляемостью, неуравновешенностью, неустойчивостью психики, агрессией и т. д.  Вскоре этот факт был зафиксирован в официальном документе Министерства образования — методическом письме № 23-М от 19 января 1983 года (авторы Л. А. Горбушина и А. Н. Матвеева): 

«Наблюдения показывают, что значительная часть учителей на уроках русского языка не уделяет должного внимания формированию каллиграфического навыка. Слабо отрабатывается графическая форма букв, рациональные способы соединения, наклон. Сведены до минимума специальные упражнения, направленные на обучение детей связному, ритмичному, ускоренному письму, столь необходимые в начальной школе. В тетрадях учащихся крайне редко даются образцы букв, не всегда исправляются на полях неверные начертания их, не прописываются на полях правильные способы соединений букв в словах. Младшие школьники видят образцы письма только в период обучения грамоте в прописи. Иногда время, отводимое программой на проведение систематических упражнений по чистописанию, поглощает работа по грамматике и орфографии.
В письме первоклассников наблюдаются такие стойкие ошибки, как изменение начертаний некоторых элементов в буквах, вставка лишних, пропуск или замена их, что ведет к искажению формы буквы и самого слова. У учащихся II и III классов существенным недостатком письма является несоблюдение правильного наклона, отсутствие параллельности штрихов, неодинаковая высота букв, неправильная расстановка слов на строке, несоразмерность отдельных букв в слове».

Но министерство лишь констатировало наблюдаемый факт и никаких реальных действий принято не было.

1.

Обстоятельное исследование влияния письма на утомление учащихся начальных классов было выполнено Институтом гигиены детей и подростков Минздрава СССР (Наталья Куинджи). Причем автор в работе использовала довольно широкий методический арсенал (анализ биоэлектрической активности различных групп мышц, сердечно-сосудистой системы, качество произвольного усилия и др.  

Проверяли уже школьников пишущих шариковой ручкой , у которых уже выработался определенный автоматизм в письме.   

  • у подавляющего большинства учащихся довольно быстро возникали и нарастали признаки утомления, выразившиеся в десинхронизации вегетативных и моторных функций, увеличении тремора и понижении выносливости.  
  • в процессе письма наиболее чувствительными к утомлению оказались не самые нежные и гибкие мышцы пальцев, а самые мощные — «силовые» — мышечные системы нашего туловища и прежде всего трапецевидные мышцы спины и косые мышцы живота.  

В целом, автор приходит к однозначному выводу: акт письма представляет собой «…один из вредных для здоровья младших школьников факторов внешней среды…».  К сожалению, в этом весьма интересном исследовании автор ведет речь о письме вообще и наклонном — в частности. При этом, она не выделила главного: что это письмо безотрывное, безнажимное, а точнее письмо, которое предполагает постоянное усилие (напряжение), обусловленное спецификой шариковой ручки.  

Проведенный анализ убеждает в главном: внедрение в образ жизни детей безотрывного письма шариковой ручкой осуществлено без серьезных медико-физиологических необходимых исследований по анализу его последствий на здоровье детей.
Чем вообще была вызвана необходимость перехода на шариковые ручку трудно понять, наверное, погоня за прогрессом и равнение на Запад, где они уже давно во всю применялись. Но слепое подражание, зачастую имеет печальные последствия.

2

Исследование, касающееся анализа влияния на формирование психомоторного стереотипа, в т. ч. на функциональное состояние, развитие и здоровье детей в процессе овладения ими навыками письма (в т. ч. дифференцированно —  посредством перьевой и шариковой ручками), такое исследование было выполнено Л. П. Уфимцевой и В. А. Гуровым (1983—1990). 

В процессе письма перьевой ручкой ребенок постепенно вырабатывает моторный автоматизм, сообразный природе его биоритмов. При письме же шариковой ручкой, т. е. при безотрывном письме, усилию придан режим пролонгированной мышечно-тонической напряженности, угнетающий и разрушающий основу в организации непроизвольной моторики.  

Исследование заключалось в следующем. Одна из подготовительных групп детского дошкольного учреждения в течение учебного года осваивала каллиграфическое импульсно-нажимное письмо на основе перьевой ручки (макалки) со стальным остроконечным пером. Другая группа осваивала безотрывное письмо шариковой ручкой — письмо с пролонгированным во времени усилием (напряжением).  Дети занимались по общей программе (2 раза в неделю по 30 минут). Всего под наблюдением находилось 54 ребенка в возрасте 5—6 лет.  

В динамике оценивались следующие показатели:   

  • состояние функций зрения,   
  • качество зрительно-ручной координации,   
  • состояние сердечно-сосудистой системы,   
  • уровень психомоторного напряжения.  

На начальном этапе  овладения навыками письма практически у всех детей наблюдалась чрезмерная напряженность и скованность различных телесных  мышечных групп: живота, спины, верхнего плечевого пояса, шеи, кисти. При этом, чем в большей степени старались дети, тем в большей степени их моторная система приходила в состояние сковывающих все и вся тонических спазмов, тем в большей степени они склонялись и тем скорее у них возникали явления утомления и падения психомоторных способностей.    

В итоге к концу учебного года у каждого четвертого ребенка врачи отмечали изменения в сердечно-сосудистой системе и повышенную нервную возбудимость».    

В частности, спустя 1 учебный год занятий оказалось, что письмо шариковой ручкой способствовало формированию и закрепощению чрезвычайно устойчивого мышечно-напряженного-письменного стереотипа. Они в большей степени напрягали мышцы, сжимались и склонялись над тетрадью при использовании шариковой ручки.  У детей же, овладевших навыками перьевого письма, сопровождаемого ритмом усилий и расслаблений, напряженно-тонический динамический стереотип был выражен значительно в меньшей степени.   

Большой практический интерес представляет тот факт, что письмо перьевой ручкой способствовало в течение учебного года росту чувства зрительно-ручной координации (с 50 до 70%), в то время как при письме шариковой — развития данной характеристики уже не наблюдалось.  

Дети, занимавшиеся с шариковой ручкой, выявили и более высокие показатели болезненности. В частности, среди таких детей часто болеющих оказалось на 37% выше.

Влияние письма на развитие детей. Каллиграф Константин Парсаданов


3

Как известно, отличительным признаком стресса (по Гансу Селье — канадский патолог и эндокринолог) является истощение симпатико — адреналовой системы.  

Для проверки данной гипотезы В. А. Гуровым и В. П. Кондратенко было выполнено следующее исследование. 

В начале и конце учебного года обследовалось состояние симпатико — адреналовой системы у 2-х групп школьников (14 детей).  В результате у детей кроме истощения  симпатико — адреналовой системы, на более низком уровне оказалась и фоновая концентрация серотонина (уровень катехоламинов в крови) .  

Полученные данные впервые раскрывают причину того, почему дети в школе теряют иммуно — реактивные защитные силы, почему у них формируются распространенные дидакто — психоневрозы, почему, наконец, у них формируется целый спектр психических и физических нарушений. И в основе их лежит один и тот же синдром хронического психомоторного напряжения.    Однако речь идет не только о физическом здоровье. Для изучения долгосрочных последствий влияния обучения выполнено следующее исследование.  


4

Известно, что содержанием психического процесса является мыслеобраз, а точнее, образный логический строй. В свою очередь, качество мыслеобразной структуризации напрямую зависит от эффективности произвольно-моторных способностей.  

Изучалась динамика данных характеристик в дошкольном-школьном возрасте. Кроме того, обследована одна и та же возрастно-половая группа (10-11 лет) спустя 17 лет. 

Установлено, что в дошкольном периоде отмечается устойчивый рост качества мыслеобразной структуризации на фоне роста качества произвольных тонко — координаторных способностей.  

 В то же время с момента поступления в шкоду выявлена устойчивая тенденция ухудшения отмеченных характеристик. В частности, только за начальный период обучения качество этих характеристик ухудшилось на 18-33%!   Причем тенденция к угасанию анализируемых параметров наблюдается от поколения к поколению. В частности, вскрыто, что спустя только одно поколение качество структуризации мыслеобразов, в т. ч. качество тонко — кординированных способностей ухудшилось от 18 до 37%!  

Полученные данные указывают, что технико-скоростные информационные установки школьных программ (вместо раскрепощения художественно-творческих потенциалов) на исходе XX столетия привели к повальным явлениям в психомоторной конституции новых поколений народа.  

Отсюда овладение детьми утонченно-каллиграфическим письмом — по сути и есть механизм раскрепощения непроизвольных нейродинамических ритмов, раскрепощение утонченных психомоторных программ!  

5

Кроме того было проведено исследование, в рамках которого в течение годичного цикла одна группа 6-ти летних детей занималась пластическим каллиграфическим письмом с помощью чувствительного к утонченным произвольным усилиям остроконечного пера. Другая группа занималась с помощью слабо чувствительного к утонченным усилиям письма шариковой ручкой. После этого дети были обследованы на предмет особенностей их чувственно-эстетических установок (потребностей) на гармонично-пластические образы мира, — с одной стороны, на судорожно-испульсивные, — с другой. 

В итоге оказалось, что 73% детей, занимавшихся в режиме моторно -пластического художественно-каллиграфического письма предпочитали те художественные ценности, которые основаны на гармонии и пластике. Такие дети тянулись к мелодичной задушевной музыке, к пластическим формам и утонченным узорам и т. д. Эти дети отвергали различные проявления сюрреализма, абстракционизма, рок-музыки и т. д.  

Совершенно обратная тенденция выявлялась среди детей, занимавшихся моторно-закрепощенным письмом шариковой ручкой.  

Полученные данные позволяют подвести «биогенетическую логику» — логику закрепощенных нейродинамических ритмов под возникшие на этапе XX столетия различные «модернистские» течения в искусстве и музыке. В широком плане речь идет об видовом, психомоторном феномене, возникшем в ответ на воспроизводство новых поколений народа . 

Безотрывное письмо шариковой ручкой привело к тому, что процесс письма стал осуществляться не пальчиками кисти, а всей рукой. Это сделало почерк детей как начальной школы, так и старшеклассников, неровным, неряшливым, плохо, а то и вовсе нечитаемым. Кроме того, отказ от парт и замена их столами повлекли за собой быстрое ухудшение зрения у детей и развитие сколиозов.

Всё это отражается на наших детях. Иван Михаайлович Сеченов — русский ученый, член-корреспондент (1869), почётный член (1904) Санкт-Петербургской академии наук, создатель первой российской физиологической научной школы и естественно-научного материалистического направления в психологии, писал, что всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчиваются и отражаются в движении.

Формирование почерка не является чисто механическим процессом, зависящим от простых движений рук, их размера или захвата пишущего прибора. 

Почерк — это тонкое психомоторное отражение процессов, проходящих в сознании, подсознании и нервной системе человека. 

Каллиграфия и мозг


Чтобы в жизни чего-то добиться, нужно иметь связи — хорошие нейронные связи.

Синаптические связи (связи между нейронами головного мозга) строятся на основе повторения или эмоций, пережитых вами в прошлом. Ваш разум существует за счет того, что ваши нейроны образовали связи, которые отражают удачный и неудачный опыт. Некоторые эпизоды из этого опыта были «закачаны» в ваш мозг благодаря «молекулам радости» или «молекулам стресса», другие были закреплены в нем благодаря постоянным повторениям.

Мозг работает по простой схеме: какие области нагружаете, туда кровь и приливает. При занятиях каллиграфией включается такое количество нейронов, которое другим способом подключить невозможно, поэтому такие сложные формы деятельности, как каллиграфия, крайне редки.

Влияние письма на развитие детей. Каллиграф Константин Парсаданов

Начинают формироваться не просто отдельные области мозга и большое количество нервных связей, но и интеграция между разными его областями. Центр письма находится на стыке нескольких областей мозга, связанных с координацией движения рук с обеих сторон, движением глаз, шеи, головы. Он выполняет интеграционную функцию и играет колоссальную роль в развитии и даже восстановлении после нейротравм.

Чтобы писать нужно представлять какая буквочка будет следующей, нужен прогноз, прогноз пространственно-временной, да ещё и графический и это надо четко представить и держать в голове. У детей, которые тыкают пальцем в экран, эти функции отсутствуют!!! А навык предсказывать ближайшее будущее, последствие, понимать, чем закончится дело — это то, что нужно и для социальной коммуникации. Ведь как часто дети делают что-то не со зла, а просто не отдают себе отчет в последствиях, и это отчасти от того, что в мозгу ещё не развиты соответствующие области мозга.

Трудно представить, что ещё может дать в детстве такое же развитие мозга как каллиграфия. Более сложного задействования мозга нет. 

ЧТО задействуется — графическое поле — это верхняя часть теменной области; так как слова надо сначала проговорить — это зона Брока и зона Вернике — огромная область нижнетеменной и височной области; надо шевелить пальцами — это предцентральная борозда — огромная область и это только моторная, а за ней лежит сенсорная, которая управляет движением рук; в уме проговариваем слова значит язык работает (микросокращения мышц языка), ребенок учится говорить произносить в мысли, возникает культура речи, так как выбрасываются всякие междометия и ребенок проговаривает текст что пишет. В сумме несколько десятков областей. Там и зрительные и цветовые поля, и ядра подкорки.

Если хотите, чтобы дети развивались могли связно планировать свои действия, чтобы они научились чему-то, сделать связно целостно, программировать и планировать — каллиграфии аналогов нет. Где была бы задействована речь, моторика, понимание и осмысленность действий.

У нас нет в природе человеческих занятий другого такого дела, чтобы было интегрированное осмысленное поведение, предполагающее некий набор шагов, и в то же время в сочетании с сложнейшей моторикой, с памятью и точнейшей координацией всех этих систем.

Чтобы у ребенка сложилась синхронизация всех этих систем, его надо учить писать, это самый верный способ заставить дифференцироваться нейроны, образовывать новые связи.

  Эксперимент с моллюсками Аплизиями.   

Количество нейронов и связей в их нервной системе легко сосчитать. Аплизии помещались в разные среды, один в питательную, другой в сложную систему (в развитую сложную систему). В ходе эксперимента одного моллюска посадили в белый пустой контейнер и кормили до отвала. Другого посадили в контейнер, где камни, сучки и коряги — сложная среда, где нужно самому добывать себе пищу. Когда исследовали их головные ганглии оказалось, что у той аплизии, которая вела более сложный образ жизни количество нейронов и связей не на 10% там, а в 2,5 раза больше. Это хорошо отражает картину развития мозга при выполнении такого сложного акта, как письмо.  

Влияние письма на развитие детей. Каллиграф Константин Парсаданов

Даже томография показывает, что каллиграфия включает в работу наибольше количество областей мозга, это говорит о том, что включается такое количество нейронов, которое другим образом запустить невозможно. Обучение меняет мозг — увеличивает плотность и качество нейронной сети приводит к росту связей. Кто выполняет более сложные виды деятельности у тех лучше рост. 

Каллиграфию можно назвать противодействием «отупению», которое приводит к разрушению личности. Каллиграфия и есть тот редкий случай «обогащенной среды», в которой связаны работа сознания, мелкой моторики, прогнозирования результата, личной и языковой памяти. Потому ее и можно рассматривать как инструмент воспитания и развития детей.

В разных странах эту идею успешно реализуют в школах и университетах. Например, во многих привилегированных школах США есть обязательное занятие чистописанием час в неделю. В Китае у студентов развивают организацию мозга и дисциплину с помощью письма. 

На эту тему проводились исследования в американском Университете Вандербильта — сравнивали результаты по разным дисциплинам у двух групп студентов — одних учили каллиграфии, других — нет. В первой группе успеваемость повышалась на внушительные показатели — от 50 до 80 процентов. Похожие опыты проходили и в Вашингтонском университете с учениками 2–4–6-х классов. Результаты учеников, которых учили излагать свои мысли в тексте, написанном от руки на занятиях по каллиграфии, показывали результаты на порядок выше остальных».

Если вы просто бегаете, то у вас развиваются нейронные сети только в двигательных областях, которые управляют вашими конечностями, т. е. вы будете прекрасно координированным человеком. Там нейроны погибать не будут, но зато во всех остальных областях будут. Потому что мозг работает так, что вы нагружаете туда кровь и приливает, и увеличивается этот кровоток в 2,5 раза. 

Поэтому такие сложные формы деятельности как каллиграфия крайне редки, чтобы совместить такое количество полей мозга практически другим способом невозможно, да еще вместе с осмыслением написанного. От сюда и преимущество. 

В это дело (каллиграфию) вовлечена не только кора мозга, но и мозжечок, куда приходят связи из областей, которые связаны с письмом. Это говорит о том, что, если в детстве научить ребенка писать каллиграфически хорошо, у него алгоритмы (а мозжечок — это в первую очередь набор алгоритмов координационных движений) окажутся закреплены на долгие и долгие годы, и тогда возвращаясь эпизодически к этому занятию можно собственно говоря спасать и поддерживать свой мозг. 

При кровоизлияниях в мозг, при повреждении зоны Вернике, благодаря тому, что центр письма интегрирует массу функций двигательных и моторных областей, чтобы компенсировать такие патологические изменения при кровоизлияниях и травмах мозга методы построены на том, чтобы компенсировать с помощью графических образов и не в виде рисунков, а ввиде букв. Этот метод еще с 30-40 годов был самым распространенным методом компенсации восстановления нейронов и восстановления функции мозга и межкорковых связей. 

При тонких моторных движениях включается возбуждение многих полей, которые в том числе сидят на медиальной зоне мозга. Это очень полезный центр, который связывает рассудочное мышление, то что мы представляем, как осознание, то что называют когнитивными способностями и лимбический инстинктивно-гормональный центр. Это зона связи между ними, и возбуждение их крайне важно.

В зрелом и старческом возрасте каллиграфия позволяет сохранить сосудистую систему мозга. Более того, занятия каллиграфией особенно полезны в зрелом возрасте. Многим людям в преклонные годы уже сложно вести активный образ жизни, поэтому интеллектуальные упражнения, сопряженные с тонкой моторикой и осмысленным письмом, здесь особенно актуальны. Отличный способ сохранить свой мозг и избежать деменции.   

Влияние письма на развитие детей. Каллиграф Константин Парсаданов

Почему важно каллиграфий заниматься с детства. В раннем детстве при созревании мозга устанавливаются не отдельные синапсы (связи), как во взрослом возрасте, а дендридные, там сотни или тысячи синапсов. Потому то, что запомнили мы в детстве навык какой там, запах чего-нибудь, яркое воспоминание — будет с нами до гроба. Потому что такую связь из такого количества синапсов не разрушить. Поэтому в детстве и хорошо обучать ребенка, но главное вовремя. Мозг детский развивается геторохронно, неравномерно. 

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» — В. А. Сухомлинский.

На одинаковых по структуре мозга (теоретически) так как одинаковых не существует, потому что индивидуальные различия огромны. Но если взять одинаковых, то тот, кто занимался в детстве каллиграфией будет иметь преимущество и в области сознания, интегративного мышления (способностью к многовариантности и разнообразию), принятия решения, когнитивных способностей (высшие функции мозга, позволяющие нам принимать, отбирать, накапливать, перерабатывать, создавать и восстанавливать информацию), которые сейчас так модно обсуждать.

Каллиграфия дисциплинирует. Вот как он (ребенок) пишет — он, примерно, так и думает на самом деле. Потому что, если человек требует ясности мысли — он пишет аккуратно и четко, мысль отточена продумана и предложение построено.

Сегодня исследования с использованием современных средств, таких как, например, магнитно-резонансная томография, демонстрируют, что рукописное письмо — куда более чем просто средство коммуникации. Занятия по написанию букв и начертанию линий способствуют развитию мыслительных процессов и их последующему воплощению в речи, а также могут улучшить моторику.

Несколько лет назад в одной петербургской школе решили ввести каллиграфию. Каждый предмет ученики начинали с каллиграфической разминки на 5-10 минут и при этом не пользовались шариковой ручкой.

В основном в этой школе учились дети с различными отклонениями. И через 5-6 лет занятия дали колоссальные результаты! У детей стали открываться различные таланты. Они стали рисовать, писать стихи, заниматься математикой. Некоторые ребята даже поступали в лучшие ВУЗы, получали иностранные гранты. Специалисты, глядя на письменные работы учеников, не верили, что так могли писать дети, к тому же с психическими и физическими отклонениями, настолько красивой, четкой и упорядоченной была форма письма. У этих детей раскрывались способности к математике, поэзии и искусству. После окончания школы многие из них поступали в лучшие вузы Петербурга. Некоторым ребятам в итоге снимали инвалидность. 

Художники дают каллиграфии разнообразные поэтичные сравнения и определения. Одни видят в искусно прописанных буквах застывшую музыку и её ритм, другие — пластику танца. Показания этой кардиограммы когда-то свидетельствовали о здоровом сердечном ритме эпохи. Сегодняшние сбивчивые линии и неритмичные амплитуды фиксируют скорее тяжелую стадию болезни.

Результаты показывают, что пациент, практикующий занятия каллиграфическим письмом, испытывает расслабление и эмоциональное спокойствие, выражающиеся в равномерном дыхании, замедлении пульса, снижении кровяного давления и уменьшении мускульного напряжения. Практические и клинические исследования показали положительное влияние лечения каллиграфическим письмом при поведенческих расстройствах пациентов, страдающих аутизмом, синдромом нарушенного внимания, дефицита внимания и гиперактивностью. Более того, в результате занятий каллиграфией у детей с небольшой умственной отсталостью развивалась способность к логическому мышлению, рассуждению, а у пациентов с болезнью Альцгеймера укреплялась память, улучшались концентрация, ориентация в пространстве и координация движений. Китайский специалист — профессор Генри Као, делает ещё более смелые выводы на основе проведенных исследований: практически нет таких болезней, которые нельзя было бы вылечить каллиграфией.

Тут хорошо упомянуть, что в древнем Китае было интересное требование к людям, которые претендовали на должности высших чиновников, — они должны были сдать два экзамена. Ну какие бы это могли быть экзамены, законы империи или что-то в этом роде. Но нет, ничего подобного. Первый экзамен — это каллиграфия, не потому что там нет писцов в аппарате этого чиновника, которые бы за него написали любую грамоту, и не потому что он сам должен будет их выписывать, а потому что  показатель насколько тренированна рука, тренированный мозг, терпение, аккуратность, сосредоточенность и эстетическое чувство. А второй экзамен — это стихосложение! Казалось бы чиновнику-то оно зачем? А оно ведь прекрасно показывает уровень организации сознания! И вот в совокупности каллиграфия и поэзия демонстрировали обладает ли претендент на должность необходимыми качествами и навыками, достаточно ли он развит как человек, уровень выдержки и терпения. 

В своей статье «Каллиграфия и здоровье» доцент Пекинского института графической коммуникации Юань Пу рассказывает о влиянии каллиграфии на мозговую активность в целом, а также на продолжительность жизни: «Считается, что из всех видов произвольных действий акт письма — наиболее сложный и трудоёмкий. Положение пальцев, ладони и запястья для правильного обхвата пера, правильное положение запястья и руки в воздухе при письме, движения пером — всё это не только тренирует мышцы рук и нервы, но и затрагивает все части тела: пальцы, плечи, спину и ноги».

В середине 80-х годов в Японии проходил очень интересный эксперимент. Одна из компаний задалась целью узнать, какие методики следует использовать для того, чтобы подготовить специалистов высокого уровня в совершенно разных направлениях. Исследование длилось больше десяти лет.

Полученные результаты были ошеломительными. Выяснилось, что основной методикой для подготовки высококвалифицированных специалистов является каллиграфия, что именно она способна так развить мозг, что образованные в результате практики нейронные связи в конечном итоге работают и при занятиях в любых других направлениях. После этого в японских школах и университетах было рекомендовано ввести курс каллиграфии и сделать его обязательным для всех учебных заведений и учащихся. В итоге в Японии во всех школах каллиграфия преподается в период с 7 до 13 лет, именно в тот период, когда происходит активное созревание мозга ребенка.

Известный эстонский мастер и педагог Пауль Лихтейн ещё в 1970 году предупреждал о последствиях использования шариковой ручки и о влиянии её на культуру всего общества. По его мнению, и в букве и в письме была заложена великая воспитательная сила, приемы письма оттачивались столетиями. И всего несколько десятилетий потребовалось на то, чтобы разрушить накопленный опыт и традиции.

Дорогие родители, необходимо приложить все усилия для того, чтобы вернуть нашим детям и юношеству русскую каллиграфию, способствовать развитию маленького человека, за которым будущее!

  «Хотим остаться высшим видом на Земле? Значит, мы должны уметь красиво писать» 

Татьяна Черниговская